ммвб ртс
рынок ценных бумаг
Поиск       Вход | Регистрация
развития
Активные ТемыРейтинг ТемРейтинг КоментариевПоследние Темы и Комментарии

0

Темы с заголовком содержащим такие слова не найдены! Выведены коментарии! Вы можете попробовать сами найти информацию через поиск например изменив окончание или введя синоним. Или откройте свою тему, задайте вопрос!

!
Сергей Чалый разобрал основные тезисы послания президента народу - > Беларусь - > К размышлению
1       08:08 27.04.2016
Ответить

развития http://img.tyt.by/n/gosti/09/f/640x358_uploader.tu

01:10 Ожидания от выступления и ничего нового

11:00 Замалчивание темы кризиса. Сравнение с посланием 2015 года

19:50 Указ №78. О важности знания, куда идешь

25:15 О создании 50 тысяч рабочих мест. Решение проблемы "инвестиционной паузы"

38:05 Осознание тупика политики импортозамещения

44:54 Строгое следование написанному на бумаге. БелАЭС

53:12 Рациональное импортозамещение

57:21 Обеспечение равновесия платежного баланса и дедолларизация экономики

65:10 Антимонопольная политика. Здравоохранение

70:50 О смене подхода к многодетным семьям. Образование

78:32 Деловые отношения белорусских и российских предприятий

87:00 Улучшение инвестиционного климата

93:05 Экономика постсоветских стран

101:50 Два сценария развития Беларуси. Отличие от 90-х

107:46 Институт Всебелорусского народного собрания

Читать полностью: http://news.tut.by/economics/493505.html


!
Андрей Клепач: Как повторить "русское чудо"? (лекция) - > Интересные материалы для размышления - > К размышлению
Гость       10:56 09.03.2016
Ответить

развития


Как подстегнуть рост, не расшатав систему? Лекция Андрея Клепача посвящена анализу ситуации в российской и мировой экономике и поиску новых идей, новой стратегии, которая позволит нам повторить "русское чудо" - уверенный рост ВВП, наблюдавшийся с начала нулевых и до кризиса 2008г.

"Стратегия без тактики очень медленно ведет к победе. Тактика без стратегии – только шум перед поражением". - такую цитату китайского военного стратега Сунь-Цзы приводит Андрей Клепач. И пожалуй именно она, хоть и прозвучала уже в самом конце, может служить лейтмотивом всего выступления. Заместитель председателя Внешэкономбанка предлагает разобраться в том, что на самом деле происходит и выбрать тактику, отталкиваясь от этого глобального, стратегического видения.

А.Клепач

"Мировая экономика 21 века будет чем-то напоминать ту, что была в середине 19: Индия и Китай обеспечат более трети мирового ВВП".


По мнению Андрея Клепача, в ближайшие годы будет расти экономический вес Индии и Китая. США тоже нашли способ удержаться в числе лидеров. У Европы пока много проблем, и ее доля в мировом ВВП будет сокращаться. Но если говорить о России, прогнозы пессимистичные: если оставить все как есть и плыть по течению, роль нашей страны на экономической арене будет второстепенной.

А.Клепач

"Если КНР газифицирует все свои деревни, а индийцы начнут ездить на машинах так же активно как китайцы, то углеводородов на всех точно не хватит, и цены могут оказаться на новых рекордных уровнях".


Полностью сбрасывать со счетов углеводородную составляющую российской экономики не стоит. Но и опираться исключительно на нефть и газ бессмысленно, так как волатильность рынка очевидна. Кстати, если говорить о сырье, то Россия является не только крупным поставщиком топлива, но и одним из ведущих экспортеров зерна. На этот сегмент и его развитие стоит обратить пристальное внимание.

А.Клепач

"История практически не знает примеров, когда страна добивается продолжительного роста ВВП, несмотря на то, что население сокращается. В нулевые мы были именно таким исключением".


В период, который можно назвать "русским чудом", российская экономика стремительно росла, несмотря на тяжелую демографическую ситуацию. В мире мы этого практически не наблюдаем. Даже США поддерживают рост ВВП на 2-3% в год при постоянном росте населения. В нашей стране рост ВВП продолжался не благодаря, а вопреки. Помогла и дорогая нефть и приток инвестиций. В каком-то смысле сегодня Россия находится в более выгодной ситуации с демографической точки зрения, но прогнозы говорят о том, что население вновь начнет сокращаться. Если мы хотим рассчитывать на долгосрочную положительную экономическую динамику, необходимо обратить внимание и на этот аспект.

А.Клепач

"У нас реальная зарплата будет падать, а прибыли будут расти. Позволит ли это повторить успех 99 года? Это большой вопрос, потому что дело не только в прибыли, но и в том, как она используется".


В конце девяностых зарплаты были очень низкими как в бюджетной сфере, так и в частном секторе. Прибыли компаний при этом начали быстро расти. Это подстегнуло инвестиционную составляющую экономики. Затем пришел черед зарплат - они быстро увеличивались и в итоге обошли по динамике прибыль компаний. В настоящий момент складывается новая тенденция: согласно прогнозам, прибыли вновь увеличатся на фоне стагнации зарплат. Хорошо ли это? Только в том случае, если возможность будет использована для продолжения развития. В любом случае нельзя игнорировать бюджетников, которые только в последние годы начали получать достойный доход. Если на здравоохранение и образование не будут выделять достаточно средств, можно забыть о человеческом капитале и качественном здравоохранении.

А.Клепач

"ВВП у нас выше, чем в 1990г., но промышленность, хотя она качественно изменилась за это время, инвестиции - все это существенно ниже. Вопрос: как дальше расти?"


По ряду параметров Россия превзошла РСФСР, но в чем-то до сих пор отстает от результатов 1990г. Так промышленность, пусть и более современная, по-прежнему достаточно слаба, и перелома динамики в этой области мы не видим. Инвестиционная составляющая в настоящий момент также смотрится не слишком убедительно. Ответом на эти вызовы может стать развитие инновационной экономики, создание товаров, помимо углеводородов, которые действительно привлекут покупателей за пределами нашей страны. Расти исключительно за счет экспорта топлива и внутреннего спроса в долгосрочной перспективе невозможно. По мнению Андрея Клепача, необходимо инвестировать в человеческий капитал и технологии. У России есть шанс и все необходимые возможности встать во главе прогресса.

А.Клепач

"Альтернатива может заключаться в том, что мы не зажимаем, а даем ликвидность. Но, может быть, не всем, чтобы она не ушла на валютный рынок, а пошла на инвестиции".


Взгляд А.Клепача на денежно-кредитную политику не революционный, но но более мягкий, чем у руководства ЦБ. Он предлагает "избирательное смягчение". Давать деньги тем, кто инвестирует в экономику, необходимо. Но инъекции ликвидности должны быть точными и своевременными. Для этого нужно разработать нетрадиционные инструменты. Но не слепо копировать подход других центробанков, запустивших программы количественного смягчения, а придумать свое.

А.Клепач

"Так как мировые рынки капитала для нас в основном закрыты, кредитором может выступить население, а также предприятия. Нужно взять у них в долг, чтобы все это обернулось ростом экономики, а не стагнацией".


Вопрос наращивания государственного долга нельзя считать закрытым. В попытке сбалансировать бюджет, страна загоняет себя в жесткие рамки, и стоит вспомнить о том, что во время предыдущего кризиса мы не так сильно боялись дефицита. Дополнительные деньги будут очень кстати, если мы хотим добиться роста. Проблемы с привлечением капитала на международном рынке можно решить за счет внутренних займов. В конечном итоге стагнация при отсутствии долгов ничем не лучше роста при умеренном наращивании долговой нагрузки.

Резюмируя, Андрей Клепач рассказывает, какую цель по экономическому росту можно считать реалистичной. "Возможность повторить "русское чудо" у нас есть. Может быть, не с такими темпами роста, но на 3-4% в год, а главное, - на более высокое качество жизни мы можем выйти".

ДКП, Росконгресс, Форум Вести. Экономика, Форум Вестифинанс, ЦМТ


!
Список стран по ВВП (номинал) на душу населения - > Разное - > К размышлению
Гость       11:20 29.02.2016
Ответить

развития ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического развития государства. ВВП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции, и т.д. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США. Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным обменным курсам валют.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D


!
Очередная программа Сергея Чалого «Экономика на пальцах» - > Интересные материалы для размышления - > К размышлению
Гость       16:02 22.02.2016
Ответить

развития http://img.tyt.by/n/gosti/01/3/640x358_uploader.tu

03:00 Изменение условий деятельности ИП

08:06 Анализ мирового рынка и программа развития Беларуси

21:02 Об ошибках в расчетах и пенсионном возрасте. Программа на 2030 год и стратегии развития

36:35 Послабления для ИП и отношение к системе торговли

50:14 Что такое равные условия для всех торговых услуг?

73:10 Про забастовку таксистов

78:40 Меркантилизм в современной белорусской экономике

93:09 Нерациональный страх перед импортом

Источник: http://news.tut.by/economics/484278.html


!
Что такое деньги!? Деньги - это пирамида долгов! - > Интересные материалы для размышления - > К размышлению
Гость       13:47 01.02.2016
Ответить

развития



денежно кредитная система, залоги, кредиты, ссуды, ссудный процент, функционирование банковской системы, государственно политической системы, финансово долговая система, растовщицество.

история, принципы теперешнего функционирования, возможные перспективы развития


!
Лукашенко не поддержал предложения правительства. Проигравшим надо уйти? - > Беларусь - > К размышлению
Гость       09:05 29.01.2016
Ответить

развития Программа Сергея Чалого «Экономика на пальцах»

http://img.tyt.by/n/gosti/02/8/640x358_uploader.tu

00:50 О директиве «Об актуальных вопросах развития экономики»

09:45 Уровень инноваций в Беларуси

15:20 Совещание президента по инициативе правительства. Обсуждение тенденций в экономике

25:32 Отсутствие обещаний в предвыборной кампании. Защита внутреннего рынка с помощью возможностей населения

31:42 Последствия от защиты внутреннего рынка. Изменения в директиве об экономии и бережливости

43:20 Меры по выходу из кризиса. Понятие мобилизационной экономики. Не рост, а безопасность

51:15 Решение проблемных вопросов экономики и госпредприятий

58:15 О Михаиле Мясниковиче на посту премьер-министра. Положение нынешнего правительства

74:50 План России по выходу из кризиса

81:10 Положение модернизированных предприятий

Читать полностью: http://news.tut.by/economics/482423.html


!
Что происходит и что делать? - > Разное - > К размышлению
Гость       20:53 22.01.2016
Ответить

развития Экономика на пальцах - Сергея Чалого

http://img.tyt.by/n/gosti/08/8/640x358_uploader.tu

03:25 Падение фондового рынка в Китае

12:40 Задачи социально-экономического развития Беларуси

15:30 Изменения в оплате уборки и обслуживания лифта

18:38 Ситуация с курсами российского и белорусского рубля

24:48 Положение нефтяного рынка

34:10 Причина продажи российских активов. Завершение сырьевого цикла нефтяного века

37:20 Дно цен на нефть

39:30 Экономика Китая

48:00 Причина резкого падения курса белорусского рубля. Почему нет депозитного ажиотажа? 55:16 Что будет с ценами?

60:20 Индикатор состояния фондового рынка. Макроэкономическая политика

80:10 Расчет цен на нефть

87:40 Выбор пути выхода из кризиса: урезание расходов и поиск доходов. Отношение к частникам

103:30 Выбор стратегии: в пользу частника или конечного потребителя. Источники роста экономики

111:20 Сокращение бюджетного пирога и распределение средств. Оздоровление сельскохозяйственных предприятий

119:25 План действий по выходу из кризиса

взято тут : http://news.tut.by/economics/481644.html


!
Новичкам и не только на заметку. С чего начать и что надо понимать приступая к торговле - > Прочее
1       09:43 15.01.2016
Ответить

развития Новичкам и не только на заметку.

С чего начать и что надо понимать приступая к торговле!

Надо понимать, что:

0. Не жадничать.

1. любое вложение можно потерять. пока не научитесь, да и в последствии, рисковать грубо говоря лишними деньгами :) понимать что рынок всегда может пойти против тебя, и понимать что Вы будите при этом делать. надо понимать что это не казино, где можно быстро и легко срубить бабок, а работа

2. забыть про плечи и займы вообще, иначе пункт первый будет не только потерять все, но и остаться должным притом круглую суммы

3. сперва надо хоть чутка набраться информации для понимания принципов и возможных рисков, особенно уделить внимание историческим данным, кризисы мировые депрессии, апокалипсические точки зрения :) и тд

эту информацию можно найти, и так в интернете.

я для себя собираю интересные материалы в одном месте, и буду рад если вы добавите туда свои интересные материалы: http://ммвб.инфф.рф/1108f15.html

4. на сигналы выложенные кем то смотреть как на варианты развития, но решения принимать самому

5. определиться с инструментами и пробовать минимальными лотами, искать удобные инструменты, и вырабатывать свою стратегию

6. только после проработки стратегии проверенной временем (пережив кризис например как 2008, а еще лучше парочку ) можно допустить мысль о том что стратегия работает. только надо помнить что ни один кризис не похож на другой :)

7. Регулярно анализировать совершенные сделки, «ловить и бить себя по рукам» за неисполнение собственных правил

8. Не суетиться до появления сигнала: иметь ясный и легко исполнимый план, по которому открываются позиции.

9. Не суетиться после открытия позиции: действовать по четкому плану до появления сигнала на выход

10. Выполнять пп. 7-9 регулярно. Вообще, регулярность и методичность — ключ к успеху почти в любом деле.

буду рад дополнениям, хотелось бы, что бы данная статейка кому-то помогла :)


!
Рыночные условия.Как США выходили из Великой депрессии - > США - > К размышлению
Гость       10:52 26.11.2015
Ответить

развития Великая депрессия остается классическим примером финансового кризиса рыночной экономики. Изучение методов выхода из неё, которые были применены разными странами, может оказаться полезным для проверки моделей кризиса на соответствие реальности. Модель финансового кризиса в виде роста денежного пузыря должна быть проверена на основе анализа имеющихся исторических материалов, показывающих, как развивались предыдущие кризисы и какие меры оказались успешными в их преодолении. Наиболее интересным является опыт ведущих экономик мира. В данной статье речь пойдет о США.

ГУВЕР

Распространённая легенда, будто администрация Гувера в условиях кризиса бездействовала, весьма далека от реальности. Президент Гувер не стал уповать на саморегулирование экономики и решил смягчить удары кризиса с помощью активного государственного вмешательства. Он развил бурную деятельность". Уже в ноябре 1929 года был обнародован президентский план «Направить мощь государства на спасение экономики». Предполагалась активная государственная поддержка банковской системы, промышленности и сельского хозяйства. Только Сельскохозяйственной сбытовой ассоциации, созданной в 1929-м, было выделено 600 миллионов долларов кредитов. Правительство Г. Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам, чтобы спасти их от банкротства. Была создана «Реконструктивная финансовая корпорация», которая, кредитуя кампании, истратила миллиарды долларов, спасая от неминуемого банкротства неплатежеспособные банки, предприятия, железные дороги и фермерские хозяйства. Скачок государственных расходов при Гувере был самым большим за всю американскую историю в мирное время.

9 марта 1931 г. был принят чрезвычайный закон о банках, главным положение которого было предоставление Федерально-резервной системой США (аналог Центрального банка) займов частным банкам. Одновременно были предприняты меры по предотвращению массового изъятия вкладов из банков. Установлен запрет на экспорт золота. Проведены банковские каникулы, т.е. почти все банки были закрыты для проведения финансовой проверки (не путайте эти каникулы с банковскими каникулами Рузвельта, см. ниже). После нее к концу марта 80% банков было открыто, а 20% ликвидировано. Но это помогло мало. В последний год своего президентства Гувер отчаянно пытался реализовать другие планы по оздоровлению банковской системы. Однако не получилось, так как для принятия решения в Конгрессе было необходимо заручиться поддержкой демократического большинства.

Вторым пунктом была справедливая социальная политика. Осенью 1929 года президент провел ряд встреч с крупными промышленниками и заставил их торжественно пообещать не снижать заработную плату своим работникам. Обещание честно выполнялось до лета 1931-го. В 1930-м было предпринято снижение налогов: налоги семейного американца с доходом в 4000 долларов упали на 2/3. Всячески поощрялась гуманитарная деятельность муниципальных структур и частная благотворительность.

Наконец, были организованы масштабные общественные работы по строительству инфраструктурных объектов. Уже весной 1930-го на общественные работы было выделено 750 миллионов долларов — баснословная сумма. Повсеместно возводились новые административные здания. За четыре года президентства Гувера в США затеяли больше крупных строек, чем за предыдущие 30 лет. Именно при Гувере началось строительство моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско и гигантской плотины на реке Колорадо. А теперь сравните с планом Обамы. Очень похоже. Не правда ли?

Тщетно пыталось изъять с рынка излишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством «Федеральное фермерское бюро», оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам.

Следующим элементом плана была защита национального производителя. В 1930 году был принят закон Смута-Холи о таможенных тарифах, внесенный однопартийцами президента сенаторами Смутом и Хоули и вводивший высокие таможенные пошлины на импортные товары. Новые таможенные пошлины, одобренные Гувером, были рекордно высокими, а круг охватываемых товаров — рекордно широким. В итоге объем импорта сократился в несколько раз. Между тем, сейчас этот закон, считают одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии.

Высокий таможенный тариф способствовал резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортерам – иностранцы в ответ ввели тарифы против США. Все это привело к сокращению международной торговли. В результате все экономики проиграли и ещё больше усугубили кризис. Потом, как обычно, все свои внутренние беды в массовом сознании американцы свалили на происки иностранцев. Именно поэтому главным решением двадцатки в ноябре 2008 года был мораторий на протекционистские меры в течение года.

По мере развития Великой депрессии в наиболее пострадавших странах стали принимать меры по недопущению Великой депрессии в будущем, поняли опасность зависимости от США. Поэтому там установили контроль за иностранным капиталом, возник государственный сектор экономики и кое-где было ограничено господство латифундистов, особенно в Бразилии, Чили, Мексике… В Мексике реформы были настолько глубоки, что были национализированы железные дороги, нефтяная промышленность.

Лишь в середине 30-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившем таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику.

К чему же привели героические попытки мистера Гувера уменьшить масштабы кризиса? Несмотря на принятые меры, началась дефляция — общее снижение индекса цен за 1929-1932 г. составило 25%. Хотя учетная ставка последовательно снижалась с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.

В 1932 году депрессия достигла апогея: 12 миллионов безработных, двукратное сокращение промышленного производства, тысячи разорившихся компаний и лопнувших банков… Компании и банки, которые президент пытался спасти с помощью государственных вливаний, вылетали в трубу после мучительной агонии. Удержать зарплаты на прежнем уровне не удалось. Беспрецедентный рост государственных расходов вынудил администрацию Гувера резко повысить налоги.

Своими действиями Гувер лишь отсрочил падение американской экономики на самое дно. Герберт Гувер с треском проиграл выборы 1932 года: он был самым ненавистным человеком в стране, его имя ассоциировалось с кризисом и нищетой, на встречах с избирателями действующего президента забрасывали гнилыми овощами. В результате президентских выборов 1932 года хозяином Белого Дома стал Франклин Делано Рузвельт.

ШАГИ РУЗВЕЛЬТА. БАНКОВСКАЯ РЕФОРМА

Популярные аналогии между экономическим кризисом-2008 и Великой депрессией заставляют повторять имя Рузвельта. Его рецепты активно вспоминают и рекомендуют властям для спасения отечественной экономики. Между тем Рузвельту повезло: он пришел в Белый дом, когда низшая точка кризиса осталась позади.

Причем, придя к власти, Рузвельт не знал, что делать. Первое время своего президентства Рузвельт атаковал менял (банкиров) как виновников депрессии. Хотите — верьте, хотите — нет, но вот слова, сказанные им 4 марта 1933 года в обращении к народу по поводу инаугурации: «Нечистоплотные действия менял заклеймены судом общественного мнения, они противны сердцу и разуму народа… Менялы подлежат смещению с пьедестала, который занимают в храме нашей цивилизации».

Но далее Рузвельт действовал решительнее и тоньше. Так в качестве первого шага к преодолению Великой депрессии он сказал: «Давайте перестанем врать друг другу». Как только Рузвельт занял свой пост, были срочно предприняты чрезвычайные меры по выводу банковской системы из кризиса. 6 марта 1933 года, всего через два дня после инаугурационной речи Рузвельта, были объявлены недельные «банковские каникулы». Указом президента были закрыты ВСЕ банки США и взяты под контроль полиции с тем, чтобы провести проверку их деятельности и исключить малейшие намеки на махинации. Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под внешнее управление. Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу.

11 марта президент выступил сначала перед прессой, 12 марта — уже по радио, объясняя ситуацию и меры правительства по выходу из кризиса. Постепенно паника пошла на убыль, 15 марта открылись примерно 30% всех банков. В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы, поскольку большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными.

Был резко усилен контроль Федерального Резерва над денежным обращением, увеличен контроль за выдачей кредитов, за созданием кредитных денег. Были приняты два важнейших закона, регулирующих банковскую сферу — 21 июня 1933 г. — Закон Гласса-Стигалла, а в 1935 г. — Закон Флетчера-Стигалла. Именно тогда была создана современная финансовая система США. Изменения в её характер работы стали делать только после недавней серии скандалов (Enron, WorldCom, Артур Андерсен и т.п.)

Закон Гласса-Стигалла запрещал коммерческим банкам работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации — тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. Были разъединены инвестиционные и коммерческие банки. Банкам, которые принимали депозиты, было запрещено вкладывать деньги в ценные бумаги, предприятия, пускаться в рисковые операции со средствами клиентов. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам стали регулироваться Федеральным Резервом.

Был принят закон о страховании депозитов и создана Федеральная корпорация страхования депозитов — банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства корпорация санирует банк и выплачивает вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке. Именно эта мера во многом позволила в итоге стабилизировать ситуацию с «бегством вкладчиков».

Была создана Федеральная корпорация, которая страховала вклады клиентов коммерческих банков. Президент США получил право назначать членов Совета Управляющих Федерального Резерва. Совет устанавливал не только нормы резервов для банков-членов Федерального Резерва, но и учетную ставку для федерально-резервных банков. Он полностью контролировал иностранные операции федерально-резервных банков, а также операции на открытом рынке.


Одновременно был усилен контроль над биржей и рынком ценных бумаг.

1. Устанавливался контроль над выпуском акций и других долговых обязательств фирм в ценных бумагах. Директора компаний-эмитентов несли персональную ответственность за выпуск ценных бумаг.

2. Приняты нормативные акты, которые ограничивали использование банковских кредитов в биржевых операциях.

3. Вводилась ежегодная публичная отчетность корпораций, зарегистрированных на бирже.

4. Были ужесточены условия включения компаний в биржевые списки, установлены пределы колебаний котировок на торгах. Для организации контроля над рынком ценных бумаг была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам .


Все эти меры привели к усилению контроля Федеральной Резервной Системой (аналог ЦБ) над частными банками и денежным обращением. Только после этого Федеральный Резерв начал «развязывать кошелек» и подпитывать голодающий американский народ новыми деньгами.

ОТМЕНА ЗОЛОТОЙ ПРИВЯЗКИ

Во время Великой депрессии в США рушилось всё, кроме курса доллара — доллар стоял как стена, так как он был привязан к золоту. Федеральный Резерв продолжал упрямо сокращать денежную массу, еще более усугубляя депрессию. Вследствие чего между 1929 г. и 1933 г. объем денег в обращении сократился на 33%. Если учесть, что производство тоже сократилось, то нехватка денег стала угрожающей.

В день своей инаугурации 5 марта 1933 года вновь избранный президент Рузвельт объявил о почти двукратном снижении курса доллара по отношению к золоту — или, что-то же самое, об удорожании золота в долларовом выражении. «Одновременно с золотым „ограблением века“ были объявлены недельные банковские каникулы (то есть попросту принудительные выходные в финансовых учреждениях), из-за которых ни один частный вкладчик не мог в экстренном порядке извлечь свои враз обесценившиеся сбережения». До этого момента цена золота в долларах была жестко зафиксирована, и правительство не имело права ее менять.

Рузвельт не только сделал банковский выходной — отдал распоряжение о временном прекращении работы банков и запрещении дальнейшего выпуска вспомогательной валюты, но и убеждал общественность расстаться со своим золотом, говоря, что «консолидация ресурсов страны необходима, чтобы вывести Америку из депрессии». Президентским декретом население обязывалось сдавать все имевшиеся у него золотые слитки и монеты государству — причем по старой, гораздо более низкой цене золота. Население заставили сдать все золотые украшения. Разрешалось оставить только по две золотые монеты.

Вопреки расхожим представлениям, первой реальной мерой президента Рузвельта был банальный дефолт. Механизм прост [8]: допустим, вы англичанин и у вас был 1 млн. фунтов стерлингов, которые вы обменяли на доллары по курсу 2 доллара за фунт. Полученные 2 млн. долларов вы вложили в американские облигации и через год получили их обратно вместе с небольшим доходом. Допустим, этот доход составил 100 тыс. долларов — таким образом, всего у вас теперь 2.1 млн. долларов. Но за это время американское правительство провело полуторакратную девальвацию своей валюты, так что теперь за 1 фунт дают уже не 2, а 3 доллара. В результате ваши 2.1 млн. долларов превращаются всего лишь в 0.7 млн. фунтов, в то время как изначально вы имели 1 млн., так что итогом всех ваших операций становится убыток в размере 30%.

Тем, кто сдал свое золото, выплачивалась фиксированная цена в $20,66 за унцию. Эта конфискационная мера была столь непопулярна, что никто в правительстве не взял на себя смелость признаться в авторстве. Интересно, но на церемонии подписания постановления Рузвельт недвусмысленно объяснил всем присутствующим, что автором документа является не он и он его даже не читал. Даже Секретарь Казначейства заявил, что не был ознакомлен с документом, лишь добавив — «…это то, на чем настаивали эксперты».

После банковского выходного частное владение золотыми слитками и монетами, за исключением коллекционных, было объявлено незаконным. Большая часть золота, находившаяся в то время в руках средних американцев, была в форме золотых монет. Новый закон на самом деле означал не что иное, как конфискацию. Нарушителям грозило 10-летнее тюремное заключение и штраф $10.000, эквивалент $100.000 сегодня. Некоторые люди не верили в указание Рузвельта. А многие разрывались между желанием сохранить заработанное тяжким трудом и лояльностью к правительству.

В 1935 году, как только золото было собрано, официальную цену золота резко повысили до $35 за унцию. Эта цена сохранилась до 1971 г., когда был запрещен свободный обмен золота на доллары. Однако по новой, более высокой цене, продавать золото имели право только иностранцы. Менялы же, заранее получившие предупреждение о грядущем кризисе от Уорберга, скупившие золото по цене $20,66 за унцию, а затем вывезшие его в Лондон, имели возможность вернуть его обратно и продать американскому правительству по цене $35 за унцию, получив при этом почти 100% доход, в то время как среднестатистический американец голодал.

С большой помпой было объявлено о строительстве национального хранилища золота Форт-Нокс, что в штате Кентукки. К 1936 году строительство нового национального хранилища в Форт-Ноксе было завершено и в январе 1937 года туда начало поступать золото. Спустя 4 года все отобранное государством золото было туда торжественно свезено. Когда 13 января 1937 года золото начало сюда поступать, были приняты беспрецедентные меры безопасности. Тысячи официально приглашенных лиц наблюдали за прибытием поезда из 9 вагонов из Филадельфии в сопровождении вооруженных солдат, почтовых инспекторов, секретных агентов и охранников с американского монетного двора. Все выглядело как огромная театральная постановка — собранное со всей Америки золото сосредотачивалось в одном месте, предположительно для пользы общества.

Итак, первым делом были приняты меры к уменьшению цены денег и увеличению доверия к деньгам. Затем Рузвельт отнял у населения золото, чтобы не мешать государству самому решать, сколько выпускать денег. Второй важной мерой стало увеличение денег в обороте через государственные структуры. Деньги же, утраченные во время депрессии большинством американцев, не просто потерялись. Они перетекли в руки тех, кто заранее знал о биржевом крахе и вложил свои деньги в золото перед самой депрессией. Золото же всегда было самым надежным способом сбережения средств.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ В ЭКОНОМИКЕ

16 июня 1933 г. Конгресс принял Закон НИРА о реконструкции национальной промышленности, который устанавливал государственную помощь индустрии и государственный контроль за честностью взаимоотношений в бизнесе. В условиях отмены анти-трестового законодательства бизнес получил возможность саморегулироваться, а профсоюзы право на коллективную защиту. Главной целью было прекращение конкуренции за счет рабочих, отсюда повышение покупательной способности населения и все это способствовало выходу из кризиса. Всем ассоциациям предпринимателей предписывалось вырабатывать кодексы «честной конкуренции», определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен. Кодекс должен был разрабатываться торговыми группами, а если их нет, то вводился без особых оговорок сверху.

— право рабочих на организацию;

— запрет дискриминации при найме на работу членов профсоюзов;

— минимальный уровень зарплаты;

— максимальная продолжительность рабочего дня;

— фиксация цен;

— продавать продукцию по ценам, ниже минимально установленных, нельзя.

Во 2-ом и 3-ем разделах речь шла об оказании помощи нуждающимся, о создании организации общественных работ (финансируемых за счет налогоплательщиков) [4].

РЕФОРМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В области сельского хозяйства «новый курс» состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров, и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. 12 мая 1933 г. был принят парадоксальный закон «О регулировании сельского хозяйства», устанавливающий субсидии за сокращение производства продукции аграрного сектора.

Поскольку рынок сельскохозяйственной продукции, на который работали фермеры США, вдруг оказался для них закрытым благодаря принятым многими странами протекционистским мерам, пришлось принимать меры по сокращению поголовья скота и посевных площадей, чтобы повысить цены до уровня, при котором хотя бы окупались затраты. Фермерам предоставлялась компенсация за каждый незасеянный гектар и средства брались из налогов на компании и из 30% налога на муку и хлопчато–бумажную пряжу. До этого цены были очень низкими. 10 млн. акров под хлопок, 1/4 посевных площадей зерновых уничтожено, 6 млн. свиней ушло под нож. Сама природа способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и повышению цен на сельскохозяйственную продукцию. Также были приняты меры по консолидации фермерской задолженности, фермерам предоставлялись кредиты и скоро прекратилась массовая продажа ферм с аукционов. Таким образом, к 1936 г. доходы фермеров были вполне нормальными, но 10% фермеров за эти смутные годы разорилось.

Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и, несмотря на снижение посевных площадей, позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.

РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

«Новый курс» предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система выдачи минимальных пособий бедствующим безработным.

В марте 1933 г. на базе Закона НИРА был создан Гражданский корпус сохранения ресурсов. Задачей было направление безработной молодежи в лесные регионы для сохранения ресурсов. К лету для этой цели были созданы спецлагеря, где побывало 250 тыс. молодых людей (от 18 до 25 лет), которым предоставлялась бесплатная еда, жилье, форменная одежда и зарплата в 1 доллар в день. Руководили ими офицеры из резерва Вооруженных Сил. Работами по сохранению ресурсов являлись: строительство автомагистралей, очистка лесов, создание лесонасаждений, благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы. В январе 1934 г. на них было занято 5 млн. человек, а пособия получали 20 млн. человек. В мае 1933 г. был принят Закон о федеральной чрезвычайной административной помощи. По нему штатам предоставлялись средства для оказания помощи нуждающимся.

Был принят закон о социальной обеспеченности, по которому создавались пенсионные фонды, выплачивались пособия по безработице.

Государство признало права профсоюзов. К 1936 г. Кодексами честности, разработанными на основе Закона НИРА, охвачено 99% промышленных компаний и хотя консервативно настроенный Верховный суд, блюдя «священные принципы» отменяет NIRA, как антиконституционный акт, — но кодексы де-факто сохраняются: игра по правилам предпочтительнее.

В 1935 г. был принят закон Вагнера-Коннэри «О трудовых отношениях», который провозглашал необходимость коллективной защиты трудящихся через профсоюзы, запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договора. Закон запрещал дискриминацию членов профсоюзов. Однако для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж. Устанавливалось обязательное заключение коллективного договора. Была создана комиссия по борьбе с дискриминацией при найме на работу.

В 1937 г. был принят Закон о справедливых условиях труда, согласно которому

— запрещалось использование детского труда;

— устанавливался минимум З./п. (25 центов в час, а в течение 6-ти лет был доведен до 40 центов в час);

— устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели (44 часа, а затем в течение 2-х лет до 40 часов);

Рузвельт также пытался реформировать Верховный Суд, опасаясь, что он отменит законы Вагнера и социального обеспечения. И хотя реформа суда не удалась, но и законы остались, так как Верховный Суд не стал их отменять.

Для борьбы с безработицей американское правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 годах на их финансирование более 12 млрд. долларов. Рабочие строили дороги и мосты, которые работают до сих пор. И эта работа давала им возможность не умереть с голоду. Для сокращения молодёжной безработицы в 1933 году власти создали также полувоенную организацию Cи-Си-Си: Civilian Conservation Corps. Через трудовые лагеря ССС, размещённые по всей стране, за десятилетие прошло около двух миллионов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, которые трудились там на общественных работах за 30 долларов в месяц.

В 1938 г. Рузвельт объявил о начале осуществления плана «Подкачки насоса». Суть его состояла в том, что спрос должен был повыситься с помощью гос. инъекций в экономику (строительство жилья, автомагистралей и т.д.). Было увеличено количество людей, получающих пособия.

Во время Великой депрессии в США для расшивки нехватки денег и недопущения их оттока в виртуальные пузыри использовались псевдо-деньги, а также сегментация денежного рынка. Так, существовали деревянные деньги в Тенино, штат Вашингтон, картонные деньги в Рэймонде, штат Вашингтон, обеспеченные кукурузой деньги в Клиар Лейк, штат Айова. Были выпущены купоны, которые обменивались на товары и услуги там, где не хватало федеральных долларов. Купонами платили учителям в Вилдвордебе штат Нью-Джерси, зарплаты в Филадельфии и многих других штатах. Купоны выпускали правительства штатов школьные округа, торговцы, ассоциации предпринимателей, различные агентства и даже частные лица. Издатель газеты «Springfield Union» в штате Массачусетс Сэмюель Боулз рассказал историю эмиссии купонов его газетой. Во время банковского кризиса 30-х годов она платила сотрудникам купонами. Их можно было потратить в магазинах, дававших объявления в газете, а магазины затем расплачивались купонами за рекламу в этой газете, замыкая круг. Как видим, никаких правительственных долларов не понадобилось. Купон был так популярен, что клиенты стали просить выдавать им сдачу купонами: они знали издателя и больше верили в его деньги, чем в федеральные доллары".

Итак, были приняты все меры, чтобы успокоить население реформами в социальной сфере и не допустить в дальнейшем паники. Были точно определены границы уступок трудящимся (представители профсоюзов не входили в правительство). Хотя и возникло недовольство крупных бизнесменов, но оно было устранено.


РЕЗУЛЬТАТ

Все эти меры оказались весьма эффективными. За несколько месяцев 1933 г. объем промышленного производства возрос на 70%, а к июлю этого года он равнялся 90% от уровня 1928 г. Но развитие было очень медленным — после 1929-33 гг. снова небольшая депрессия на 2-3 года, и лишь затем подъем и в 1937 г. — снова кризис.

Можно выделить следующие способы борьбы с кризисом. Это, прежде всего общественные работы, через которые деньги доставлялись непосредственно потребителям. Далее получив деньги, работники шли на рынок продовольствия и запускали спрос там. Сельское хозяйство, потребляя машины, запускало спрос в промышленности. Но этот путь оказался ограниченным. Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного экономического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь поразившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производства в США упал на 21 %. Кризис 1937-1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад. Объем промышленного производства в целом по капиталистическим странам упал на 11% (в США на 21%). Наиболее пострадавшими оказались выплавка стали (в США на 21%), судостроение (на 40%), в новых отраслях также отмечалось падение производства (в отличие от 1929-33 гг., когда авиапромышленность, радиопромышленность понесли незначительные потери). В 1937 г. производство автомобилей в США упало на 40%. Развития этот кризис не получил, т.к. был прерван подготовкой к войне.

В целом, восстановление американской экономики заняло около 20 лет — окончательно США встали на ноги и вышли из депрессии только в 50-е годы. Помог американской экономике принятый 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе, в рамках которого США впоследствии смогли осуществить колоссальные по объёмам поставки вооружений и военных материалов Британии, России, Китаю, Бразилии и многим другим странам.

За один 1944 год национальный доход США составил $183 млрд., из которых $103 млрд. было потрачено на войну. Это в 30 раз превосходило темпы расходов, достигнутые во время Первой Мировой. На самом деле американский налогоплательщик оплатил 55% всех расходов Второй Мировой войны. Но, что не менее важно, практически каждая страна, вовлеченная в эту войну, многократно увеличила свой долг. Например, в США долг федерального правительства вырос с $43 млрд. в 1940 г. до $257 млрд. в 1950 г. — увеличение на 598%. За тот же период долг Японии увеличился на 1348%, Франции — на 583%, Канады — на 417%.

Итак, последовательная, но интуитивно выработанная программа Рузвельта дала результат, но ничего нового в этой программе не было. Она была, по сути, продолжением реформ Гувера. Фактически рузвельтовский «Новый курс» был продолжением антикризисных мероприятий Гувера. К тому же Рузвельт был долгожданным новым лидером, обладал харизмой и умел вселять в людей оптимизм. Высокий авторитет Рузвельта позволил все эти реформы успешно осуществить. Американцы поверили Рузвельту и стойко переносили затяжной и болезненный процесс выздоровления экономики. Так Рузвельту досталась репутация спасителя Америки" .

Нынешний мир и американское общество многому научились и сильно изменились за прошедшие десятилетия. Впрочем, как выразился бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер, «человечество не повторяет своих старых ошибок, но постоянно делает новые» .

взято тут http://smart-lab.ru/blog/293088.php


!
Какими своими достижениями вы гордитесь? Открытое письмо президента ММВА А.Н. Мамонтова Председателю ЦБ РФ Э.С. Набиуллиной - > Россия - > К размышлению
Гость       08:47 14.04.2015
Ответить

развития 09.04.2015

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

9 апреля исполняется два года с момента утверждения Вас Государственной Думой в должности руководителя Центрального банка Российской Федерации.

Это серьезная дата. Это не «сто дней», не первый год. Это – почти половина срока действия Ваших полномочий, и это повод к тому, чтобы подвести некоторые итоги Вашей работе на посту главы Банка России.

У меня и, как я смею думать, у многих представителей банковского сообщества к Вам в связи с этим резонный вопрос: какими именно достижениями за эти два года Вы особенно гордитесь? Это не праздное любопытство. Это желание понять, какие главные цели в своей работе Вы ставите и в чем именно видите свою миссию.

Нет нужды приводить тут сравнительные (до смены команды ЦБ и в настоящий момент) характеристики таких ключевых макроэкономических параметров, как прирост ВВП, рост стоимости потребительской корзины, курс рубля к основным мировым валютам, размер международных резервов, уровень ключевой процентной ставки и т.д. – все они будут не в Вашу пользу. За некоторые из них Вы, как глава ЦБ РФ, несете прямую или косвенную ответственность, другие же просто стали общим, неблагоприятным фоном для проведения Ваших новаций.

В Законе о Центральном банке РФ сказано, что целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение стабильности финансового рынка и его развитие.

Что касается обеспечения устойчивости рубля, то, по-видимому, либо эта функция не выполняется вовсе, либо мы нуждаемся в новом определении понятия «устойчивость».

Волатильность курсовой динамики и в прошлом году, и в нынешнем достигала двузначных значений, а рынок, пожалуй, уже привык к тому, что амплитуда колебаний национальной валюты, то есть ее «устойчивость», измеряется не в цифрах «после запятой», а в целых числах. Возможно, взятая Банком России на вооружение стратегия «free floating» имеет свои преимущества, свое объяснение, логический смысл и даже некую положительную направленность с точки зрения развития финансового рынка и национальной экономики, но она вряд ли лежит в поле действия нынешнего закона. В нем среди вмененных ЦБ РФ целей нет такой, как «обеспечение свободного плавания национальной валюты и ее неограниченных курсовых колебаний по отношению к иностранным валютам».

То, что происходит с рублем в период Вашего пребывания на посту главы ЦБ, иначе, как отказом действия всех систем управления, назвать трудно.

Столь резких скачков национальной валюты на коротких и средних отрезках времени не было даже в самые сложные и тяжелые времена новейшей истории российского рынка.

Стоит ли говорить о том, что подобные шоковые потрясения способны оценить только самые искушенные и успешные игроки, но никак не население и субъекты экономической деятельности.

Падение национальной валюты осенью прошлого года, так же как и нынешнее ее динамичное укрепление, одинаково пагубно отражается на финансовых активах, обязательствах домохозяйств, розничном товарообороте, на производителях промышленной продукции, поставщиках услуг и товаров.

Продолжающийся ныне и, возможно, «воодушевляющий» даже кого-то темп так называемого укрепления рубля к основным мировым валютам очевидно добивает начавшееся было импортозамещение (особенно на фоне высокой стоимости кредита, о чем будет сказано ниже), снижает рентабельность компаний-экспортеров (при том, что сокращается и физический объем экспорта), осложняет бюджетное наполнение (дефицит казны сегодня уже ощутимо растет).

К тому же, даже тем, кто упивается нынешним «реваншем» национальной валюты, вряд ли стоит торжествовать или обольщаться – в условиях нынешней валютной стратегии их и нас вскоре ожидают новые курсовые потрясения, резкая смена трендов, сокращение интервалов и увеличение амплитуды волатильности рубля. Поведение национальной валюты станет еще более лихорадочным и хаотичным, еще менее предсказуемым и только усилит вновь растущее к ней недоверие.

Да, курсовая устойчивость рубля зависит не только от усилий ЦБ РФ, но и от действия иных факторов – изменения внешнеторговой конъюнктуры, динамики сальдо по счету капитальных операций, состояния платежного баланса в целом и т.д. Да, всё это сегодня оставляет желать лучшего. Однако, если согласиться с тем, что роль ЦБ РФ в обеспечении устойчивости национальной валюты столь статична и мала, то зачем тогда вообще на него возложена задача по «защите рубля» – обязанность, которую он в настоящее время исполняет весьма, скажем так, вольно и своеобразно.

Другой декларируемой законом целью деятельности Банка России является «развитие и укрепление банковской системы».

Здесь тоже есть, чем Вам похвастаться. Возьму на себя смелость утверждать, что никогда еще, по крайней мере, за последние полтора десятилетия, наша банковская сфера не представляла собой столь удручающую картину. Никогда еще она не была столь неустойчивой и нестабильной, и уж точно никак не «укрепилась», не говоря уж о том, что не «развивается».

На протяжении почти всего срока Вашего пребывания во главе ЦБ положение в банковском секторе медленно, но верно ухудшалось. В настоящее время интенсивность этих негативных изменений выросла драматически.

Так, прирост активов (к тому же весьма незначительный) за прошедший февраль продемонстрировало менее трети кредитных организаций (такого не было более пятнадцати лет). Совокупные активы тридцатки крупнейших банков уменьшились с 63,0 трлн. рублей до 59,7 трлн. рублей.

Из ста крупнейших банков прирост активов показали лишь пятнадцать, из тридцати – только два. Отток активов наблюдается сегодня уже даже в государственных и квазигосударственных банках, традиционно пользующихся гораздо более дешевым фондированием и существенно лучшими условиями размещения своих денежных средств.

Снижение активов в первую очередь связано с основной деятельностью банков – сокращением кредитования, причем как в сегменте физических лиц и населения, так и среди юридических лиц – некредитных организаций.

В состоянии перманентной агонии, так и не восстановившись за полтора года после памятного отзыва Банком России лицензий у ряда банков из первой сотни и поступательного снижения доверия участников друг к другу (да и, будем говорить прямо, – к действиям регулятора), находится и рынок межбанковского кредитования.

Рентабельность банковской индустрии стремительно падает. За первые два месяца текущего года тридцать крупнейших банков получили совокупный убыток в размере 23 млрд. рублей, тогда как за тот же период прошлого года эти же кредитные организации получили прибыль 131 млрд. рублей. И это банки, которые считаются становым хребтом системы. Что уж тут говорить про остальные сотни кредитных учреждений.

С середины 2013 года по настоящее время Банком России отозвано уже свыше ста лицензий на осуществление банковской деятельности. Это – рекордная динамика за последние пятнадцать лет.

Регулярные сообщения об уходе с рынка очередной партии банков уже не воспринимаются в сознании как некая новость, событие и тем более драма. Между тем прямые потери от этого составляют весьма и весьма значительные суммы. Так, только объем выплаченного вкладчикам страхового возмещения составил за это время свыше 300 млрд. рублей (!), в то время как за предыдущий почти десятилетний период «всего» около 100 млрд. рублей. Кстати, в этой связи все чаще возникает вопрос, а достаточно ли средств в гарантийном фонде, чтобы в том же духе продолжать охоту на «нерадивые» банки. Соответственно, встает и проблема его пополнения, ведь при таком регулятивно-надзорном раже и взятых темпах «прополки» банковской системы вероятность полного истощения ресурсов фонда как никогда высока.

Дежурным объяснением регулятора по поводу всего происходящего стало то, что это вынужденная плата за наведение порядка в банковской системе, за очищение ее от «недобросовестных игроков». Возможно, так. Но порой складывается впечатление, что это, скорее, результат неэффективно исполняемых надзорных функций возглавляемой Вами организации.

Один из нынешних руководителей ЦБ РФ еще несколько лет назад признавался в том, что «настоящего банковского надзора в России не существует, есть лишь отдельные его фрагменты».

К сожалению, картина нынче вряд ли не поменялась в лучшую сторону.

Иначе чем иным объяснить то, что многомиллиардные «дыры» в балансах уходящих с рынка банков и, соответственно, возникающий для их клиентов, контрагентов и АСВ ущерб обнаруживаются все чаще и чаще и слишком поздно, уже после того, как в банки вошла временная администрация?

Принято считать (во всяком случае, именно так это транслируется в общественное сознание), что отзыв у банков лицензий и есть свидетельство качественной работы надзорного блока, результат «очищения» банковской системы, ее «укрепления», повышения ее надежности и устойчивости. А зачастую задача создания действительно эффективного, качественного, упреждающего надзора подменяется дискуссией по поводу того, что «банков в России избыточно много», «большинство из них трудно назвать банками», и надо, наконец, определить, «сколько именно в итоге должно их остаться».

Вопреки уже почти сложившемуся мнению, берусь утверждать, что в России банков мало, что их должно быть много больше. Больше, чем сейчас. И, во всяком случае, банки в стране должны не только исчезать, но и появляться.

Позволю себе также заметить (возможно, эта мысль сегодня покажется кому-то нелепой или фрондерской), что эффективность регулирования и надзора состоит в том, чтобы случаи отзыва лицензий в нормально функционирующей системе были крайне редки, не чаще, чем выдача новых разрешений на ведение банковской деятельности (за последние два года их в России получили считанные единицы). Естественная убыль здесь так же вредна, как и в демографических процессах.

Объективные процессы концентрации капитала не должны препятствовать свободе конкуренции, развитию любых форм бизнеса, не только крупного, но и среднего, а также закрывать вход на рынок новым его участникам.

Не знаю как кому, но мне трудно представить себе министра здравоохранения, эффективность работы которого оценивалась бы резко возросшей смертностью среди больных, а не положительной динамикой их выздоровления, а также широтой охвата населения профилактическими мероприятиями. Так же как мне трудно понять и главу какого-либо ведомства, похваляющегося тем, что предприятий в курируемой (надзираемой) им отрасли становится все меньше и меньше, либо сетующего на то, что их остается все еще слишком много.

Практически в любом секторе экономики наряду с крупными предприятиями, присутствуют и средние, а также малые, занимающие свою сервисную нишу. При этом никакой прямой корреляционной связи между величиной банка и степенью его устойчивости, прозрачности, добросовестности и успешности (как, кстати, показали и проведенные несколько лет назад исследования самого Банка России) не обнаруживается.

Последние новости с рынка и анализ балансов большинства кредитных организаций не внушают оптимизма. Скорее всего, на очереди проблемы у целого ряда уже крупных банков, которые, по-видимому, придется решать при помощи бюджета либо (при драматическом развитии событий) за счет средств фонда страхования.

Попытки смягчить растущую нагрузку на фонд через лоббирование так называемого разделения ответственности АСВ и вкладчиков по застрахованным депозитам (частичное возмещение) есть не что иное, как перекладывание ответственности за несостоятельный, неэффективный надзор на плечи населения.

К тому же понятно, кто от этого выиграет – прежде всего, опять-таки крупные государственные банки, в которые и понесут свои «кровные» рядовые вкладчики. Соответственно, положение для большинства операторов на рынке банковских услуг от этого, мягко говоря, не улучшится, и для них наступят новые трудные времена, а затем и новые потери средств фонда АСВ.

И это не «конец фильма»... Впереди новые, многочисленные жертвы среди кредитных организаций, и не только «очистительные», то есть «во имя торжества принципов ведения добросовестного и прозрачного бизнеса», но и как результат резкого падения рентабельности банковской отрасли, а с ней и ее инвестиционной привлекательности.

Какой смысл для инвесторов нести свои капиталы в банки, которые генерируют не прибыль, а новые риски для уже сделанных вложений, которые не имеют перспективы, не способны противостоять натиску все новых надзорных требований (а порой и банальному чиновничьему произволу), не в силах выдерживать конкуренцию со стороны государственных банков?

Кстати, о госбанках. Именно им, и без того имеющим почти бездонные источники сравнительно дешевых ресурсов, прежде всего и адресована нынешняя программа рефинансирования сотен миллиардов рублей через механизм ОФЗ. И это, естественно. По-видимому, регулятивная логика состоит в том, что сначала надо создать все более невыносимые условия ведения бизнеса для большинства небольших или средних частных банков, потом, когда они совсем ослабнут, сказать, какой смысл тратить на них казенные деньги, уж лучше их направить в крупные, социально значимые финансовые институты (даже если такие «институты» нередко просто неэффективны...). Затем снова реанимируются разговоры о том, что «стране не нужно столько банков», и надо, наконец, определить, сколько именно их должно быть.

Условия для развития свободной конкуренции в банковском секторе ухудшаются с каждым годом. Новых кредитных организаций почти не создается, за исключением тех, которые возникают путем слияний и поглощений, но и здесь уже стали появляться прецеденты санирования или ухода с рынка целых финансовых групп и объединений.

Делегированная законом два года назад Банку России функция так называемого «мегарегулятора» финансового рынка вылилась пока лишь в создание все новых и новых департаментов в этом «мегаучреждении», увеличении громоздкости всей структуры, усилении рассогласованности действий и снижении эффективности работы даже ранее действовавших структурных подразделений.

Начатая в последние годы организационная перестройка центрального аппарата и системы территориальных учреждений ЦБ, к сожалению, также оборачивается новыми проблемами для многих банков, особенно региональных, которые испытывают прессинг со стороны только что назначенных и потому чрезмерно ретивых, но порой не вполне компетентных местных надзорных властей. Локальная банковская структура некоторых регионов оказалась, по сути, разгромленной. Дело дошло до того, что в некоторых субъектах федерации собственные, местные банки становятся почти реликтами.

При этом уровень банковских услуг, предоставляемых населению и экономике регионов, практически не вырос, а скорее понизился, поскольку филиалы иногородних банков в этом отношении зачастую сильно проигрывают «своим», местным банкам, а с уходом последних ушли и без того слабые начала рыночной конкуренции и борьба за качество финансовых услуг.

Безусловно, нынешние проблемы в банковской системе связаны с целым рядом причин макроэкономического характера. Здесь и торможение экономического роста, сокращение инвестиций, внутреннего потребления и спроса, падение занятости, разорение все новых и новых предприятий, рост неплатежеспособности и просроченной задолженности, дефицит внутренней ресурсной базы, закрытие внешних рынков и т.д. и т.п.

Однако так или иначе, но сегодня мы наблюдаем практически остановку роста банковской индустрии, и говорить при этом о том, что Банк России успешно выполняет вмененную ему законом функцию «развития и укрепления банковской системы», является, на наш взгляд, большим преувеличением. Действия «мегарегулятора» сегодня не смягчают ситуацию, а скорее усиливают остроту проблем для большинства кредитных организаций.

Еще одной обязанностью, возложенной законом на Банк России, является «обеспечение стабильности финансового рынка и его развитие».

Наблюдаем ли мы должное исполнение Банком России этой функции здесь, в этой части? Если да, то, по-видимому, для такого наблюдения нужны какие-то особенно хитро устроенные и сложные линзы.

Банком России два года назад была продекларирована, а затем и принята на вооружение стратегия поэтапного перехода от курсового к инфляционному таргетированию, или управлению денежной ликвидностью через стоимость денежного кредита, через процентные ставки.

В ноябре прошлого года, аккурат в начале разгоравшегося уже кризиса на валютном рынке, регулятором был внезапно заявлен форсированный переход к свободному плаванию курса рубля.

При этом ключевая ставка, действовавшая на тот момент на рынке, была лишь незначительно повышена. Результат перехода известен – полная разбалансировка рынка, обрушение национальной валюты, последовавшее вслед за этим вынужденное резкое повышение стоимости кредита.

Эффективно функционировавший до октября 2013 года межбанковский финансовый рынок в результате «очищающих», надзорных «гонений» на ряд банков из первой сотни почти полностью «встал», рассегментировался на небольшие группы и сегодня, даже спустя полтора года после этого, практически не действует, поскольку доверие участников друг к другу так и не восстановилось. Доступ к ликвидности через этот крайне необходимый для большинства банков, классический для всех развитых денежных рынков механизм оказался практически закрытым, что только усугубило возникающие одна за одной и без того тяжелые проблемы для всего банковского сектора.

Да, ЦБ сегодня создал и предоставляет банкам широкий набор инструментов управления ликвидностью, но все они для большинства из них достаточно затратны и являются, скорее, дополнением к уже созданным прежде механизмам и алгоритмам, а рынок межбанковского кредитования так до сих пор и не вышел из состояния то ли комы, то ли медленной агонии.

Вынудив сам себя к борьбе с повышенной курсовой волатильностью, с возникшей паникой на валютном рынке, Банк России резко, чуть не в два раза повысил ключевую ставку, перераспределив этим проблемы с одного сегмента рынка на другой – в кредитную сферу, которая тут же тоже «схлопнулась». Финансовый рынок корпоративного кредитования, похоже, ожидает или уже постигла участь рынка межбанковского кредитования.

Даже с учетом нынешнего «отката» на несколько процентов стоимость кредита (да еще и на фоне всех проблем в экономике в целом) для абсолютного большинства субъектов предпринимательской деятельности остается неприемлемой, по крайней мере, если речь идет о прозрачном и немонополизированном бизнесе.

Стабилен ли сегодня российский финансовый рынок, развивается ли он, как требует этого от ЦБ закон? Выполняет ли нынешняя команда Банка России эту, еще одну, установленную для него функцию?

Боюсь, что для положительного ответа на этот вопрос придется, по-видимому, либо радикально поменять критерии оценок, либо вновь сослаться на независящие от Банка России и его руководства обстоятельства и факторы.

Вообще внешний негативный фон (так сказать, «заморозки», «засуха», «дожди» и т.д.) тем и хорош, что в случае чего всегда можно списать свой неуспех на некие неблагоприятные и неожиданные привходящие обстоятельства, помешавшие достижению намеченной цели, не забыв при этом упомянуть и о том, что, если бы не предпринятые своевременно титанические усилия и проявленный героизм, все было бы еще хуже, а последствия намного катастрофичнее. Это – подсказка.

Возможно, такой же или похожий ответ мы услышим и от Вас. А возможно, представленный нами перечень достижений покажется Вам неполным или предвзятым. Ну что ж, в конце концов, Вы, как глава Банка России, можете, наконец, сами назвать те из них, что ускользнули от нашего внимания, но которыми Вы, как блестящий и опытный профессионал, гордитесь.

Мы с интересом выслушаем Ваш ответ.

Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/kakimi-svoimi-dostiz


Страница: 1



...Узнай что еще ищут! ...
  • Прочее

  • Случайные темы:
    Беларусь - индустриальный парк великий камень, форекс (нововведения), рынок недвижимости

    ...


    Сергей Чалый разобрал основные тезисы послания президента народу

    http://img.tyt.by/n/gosti/09/f/640x358_uploader.tu

    01:10 Ожидания от выступления и ничего нового

    11:00 Замалчивание темы кризиса. Сравнение с посланием 2015 ...


    Вопросы:
    Оценка

    Привет! Подскажите, если знаете, где можно найти сравнение стоимости российских эмитентов со стоимостью аналогичных ...